газета "На Варшавке"
№ 09 (96) СЕНТЯБРЬ 2005
УЧИТЬ УЧИТЬСЯ
Фото Д. Дунько

День учителя... Старый, добрый праздник. Когда-то и мы несли в школу пышные букеты осенних цветов, а потом наши дети, робея и запинаясь, произносили слова благодарности своим учителям. Традиционные поздравления, традиционно звучащие песни со словами про «учительницу первую мою»... Кажется, на этот праздник, когда чествуют людей, избравших нелегкую долю учителя, не способны повлиять ни экономические кризисы, ни политические события. Но так ли это на самом деле? Ведь сегодня преобладающий корпус школьных педагогов — «старая гвардия», которая получила образование в доперестроечное время, а чуть ли не половина школьных учителей — пенсионного или предпенсионного возраста. Тут впору говорить об учителях — прежде едва ли не самой распространенной и популярной профессии — как об «уходящей натуре».

К тому же за последние годы у нас произошли кардинальные изменения не только государственного устройства — изменилось само общество. Политологи называют его информационным — прежде всего потому, что человечество активно осваивает, развивает и внедряет в жизнь новые информационные технологии, которые не просто расширяют возможности человека, а выводят их на качественно новый уровень.

тернет, сотовая связь — с помощью этого «арсенала» можно не только найти друзей на Мальдивских островах, заказать авиабилеты, купить музыкальные диски, но и усовершенствовать знание иностранного языка, написать реферат, подготовиться к экзамену, оформить графики или таблицы. Причем замечено, что для детей, порой даже самого младшего возраста, освоение компьютера не представляет никаких затруднений и происходит естественным образом. Иногда даже кажется, что дети как будто заранее знают, как вся эта мудреная техника работает и на какую кнопку надо нажать для достижения того или иного результата. Увы, современная школа за временем явно не поспевает...

В этих условиях особенно актуальной выглядит забота государства о сфере образования, наглядное свидетельство которой — подготовка школьной реформы, обсуждению которой посвящена не одна дискуссия в СМИ. Проводятся соцопросы об отношении к 12-летней школе, а о необходимости разработки программы по новейшей истории рассуждает сам президент.

А вот как быть, так сказать, с «модернизацией» педагогических кадров, пока неясно. Очевидно только, что российской школе требуется глубинная перестройка, в которой важная роль отводится человеческому фактору.

Чем отличается собственно образование от обучения, освоения определенных навыков или получения информации? Ведь информация и знания, тоже, согласитесь, понятия неодинаковые. Информация не требует осознания, «укладывания» в голове. Знания же предполагают понимание процессов, изучение причин и смысла происшедшего, осмысление последствий. На основе знаний человек строит и дополняет картину мира, на них основана его деятельность. Поэтому представляется, что в современном мире акцент с привычного обучения как способа передачи конкретной информации переместится на формирование личности, выработку мировоззрения и способности к мышлению. Иными словами, в школе следует «учить учиться», что, в общем-то, и делают испокон веку лучшие педагоги.

 


 
Rambler's Top100
 
 
 
 
 
 
 
   
   
© Редакция газеты "На Варшавке"   
na-warshavke@yandex.ru   
    

 

Реклама
домофоны commax и системы охранной сигнализации российский производитель.. teddy bear картинки и картинки мишки тедди лучшие цены в каталоге.. читать про телефоны на 3 сим карты.
Hosted by uCoz