К тому же за последние годы у нас произошли кардинальные изменения не только государственного устройства — изменилось само общество. Политологи называют его информационным — прежде всего потому, что человечество активно осваивает, развивает и внедряет в жизнь новые информационные технологии, которые не просто расширяют возможности человека, а выводят их на качественно новый уровень.
тернет, сотовая связь — с помощью этого «арсенала» можно не только найти друзей на Мальдивских островах, заказать авиабилеты, купить музыкальные диски, но и усовершенствовать знание иностранного языка, написать реферат, подготовиться к экзамену, оформить графики или таблицы. Причем замечено, что для детей, порой даже самого младшего возраста, освоение компьютера не представляет никаких затруднений и происходит естественным образом. Иногда даже кажется, что дети как будто заранее знают, как вся эта мудреная техника работает и на какую кнопку надо нажать для достижения того или иного результата. Увы, современная школа за временем явно не поспевает...
В этих условиях особенно актуальной выглядит забота государства о сфере образования, наглядное свидетельство которой — подготовка школьной реформы, обсуждению которой посвящена не одна дискуссия в СМИ. Проводятся соцопросы об отношении к 12-летней школе, а о необходимости разработки программы по новейшей истории рассуждает сам президент.
А вот как быть, так сказать, с «модернизацией» педагогических кадров, пока неясно. Очевидно только, что российской школе требуется глубинная перестройка, в которой важная роль отводится человеческому фактору.
Чем отличается собственно образование от обучения, освоения определенных навыков или получения информации? Ведь информация и знания, тоже, согласитесь, понятия неодинаковые. Информация не требует осознания, «укладывания» в голове. Знания же предполагают понимание процессов, изучение причин и смысла происшедшего, осмысление последствий. На основе знаний человек строит и дополняет картину мира, на них основана его деятельность. Поэтому представляется, что в современном мире акцент с привычного обучения как способа передачи конкретной информации переместится на формирование личности, выработку мировоззрения и способности к мышлению. Иными словами, в школе следует «учить учиться», что, в общем-то, и делают испокон веку лучшие педагоги.